Русь в творчестве Виктора Васнецова

vasnecovВиктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский живописец, жанрист, автор картин на исторические и сказочные сюжеты.

Виктор Михайлович Васнецов родился в Вятской губернии в многодетной семье сельского священника. Отец Васнецова, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование. Все в семье рисовали: дед, бабушка, братья. С ранних лет проникался Виктор Васнецов поэзией народных преданий, более того, он узнавал их из первых рук: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их попросту, как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Всё это заложило нравственно-духовные основы личности будущего художника. Образование Васнецов получил в Духовной семинарии. Здесь он изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи. Древнерусская литература, её поэтика направляли интерес юноши к русской старине. Позднее он говорил: «Я всегда только Русью жил».

victor-vasnecov

Занятия живописью увлекли молодого Васнецова, что он решил поступать в Академию художеств. С разрешения и благословения отца он ушёл с предпоследнего курса семинарии. В городе была устроена художественная лотерея, на которой разыгрывались картины Васнецова, и на вырученные от лотереи деньги он отправился в Петербург. Петербург – центр политической, литературной и художественной мысли – встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Другом и советчиком Васнецова стал Иван Крамской. Но будущий живописец бросил учёбу в Академии. Причину ухода объяснял так: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались». Самая заветная мечта преследовала Виктора Михайловича Васнецова – поведать людям красоту русского народного эпоса. В душе его зрели неведомые никому и никем, не виданные и не писаные полотна — сказки, былины.

vasnecov

В начале творческого пути Васнецов широко охватывает различные явления жизни, создаёт произведения на бытовые темы. Значительное время создавал иллюстрации, на что его толкала постоянная нужда в заработке. В годы жизни в Петербурге молодой Васнецов создал около двухсот иллюстраций к «Народной азбуке», к «Русской азбуке для детей», иллюстрации к книгам и т. д… Он много читает по русской истории и истории культуры, знакомится с памятниками древнерусской литературы, народной поэзии и эпоса. В нём всё больше назревает потребность выражения в искусстве основных национальных черт русского народа во всей их глубине и своеобразии.

vasnecov

В 1876 Васнецов был в Париже. Как и многие русские художники, он стремился выйти за границы канонов академического искусства и сюжетности картин передвижников.

В 1878 году Васнецов переехал из Петербурга в Москву. Монументальный город на Неве не производил на него особого впечатления. А в Москве страсть к старине возникла ещё больше. Позже он писал: «Решительный и сознательный переход из жанра совершился в Москве златоглавой, конечно. Когда я приехал в Москву, то почувствовал, что приехал домой и больше ехать уже некуда – Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени всё это веяло на душу родным, незабвенным». И Васнецов окунулся в московскую жизнь. С друзьями Репиным и Поленовым всё свободное время тратили на знакомство с городом, с его достопримечательностями. В этих прогулках, по словам живописца, он «набирался московского духа».

vasnecov

Васнецов знакомится с семьёй Павла Третьякова, бывает на музыкальных вечерах в их доме. Знакомство с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым сыграло важную роль в жизни художника. Крупный промышленник и предприниматель, Мамонтов, сумел объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. У Мамонтова был талант создавать вокруг себя творческую атмосферу поиска, заражать всех новыми идеями. Именно в этом обществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры. Дружба с семьями Третьяковых и Мамонтовых окончательно убедили художника в правильности выбранного им пути.

Васнецов стал первооткрывателем чудесного мира народной поэзии, ввел зрителя в царство сказок, былин, исторических преданий; он нашел изобразительные средства равнозначные былинно-сказочным речевым оборотам и образам. Умело вводя в картины реальный, но вместе с тем окрашенный определенный настроением пейзаж (встающая над полем боя кроваво-красная луна, никнущие травы, лесные дебри и т.д.) он затрагивал глубинные душевные струны, заставляя зрителя сопереживать изображаемому сюжету.  Живопись Васнецова отмечена монументально-декоративными чертами и нередко тяготеет  символике, порой словно предвосхищает произведения, написанные в стиле модерн.

vasnecov-victor

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощена, правда о народе, выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве, о лучших качествах русского человека.

После революции Васнецов продолжал работать над сказочными сюжетами. В 1883-1885 исполнил монументальное панно Каменный век в Круглом зале Исторического музея в Москве. В 1886 декорации к Снегурочке в Русской частной опере Саввы Мамонтова. В 1885-1886 расписывал Владимирский собор в Киеве, где работал так же и Нестеров, и руководил в нем художественными работами. По рисункам Васнецова построены церковь и Избушка на курьих ножках в Абрамцеве (1883), фасад Третьяковской галереи в Москве. (1901) и др. Он так же выполнял эскизы к мебели и другим произведениям декоративно-прикладного искусства. Во всех работах неуклонно следуя традициям русского искусства.

«Стремление к русской поэтической старине, к былинам глубоко лежало в натуре Васнецова, лежало там с детских лет, ещё на родине, в Вятке», — писал критик Стасов.

Так русская народная сказка в лице Виктора Михайловича Васнецова находит своего художника. Он был одним из первых, кто проник в прошлое, воплотил это на холсте и показал людям, сделав их как бы очевидцами событий.

 

 

Комментариев: 3

  1. Виктор Васнецов является автором марки добровольного сбора жертвам войны , выпущенной в 1914 году Московским городским общественным управлением

  2. В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси , наряду со многими другими художниками своего времени.

  3. Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище , после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *