Путешествие В Париж

3 дня в Париже!

Французская столица город ПарижЯ гостила у подруги в Германии, и когда мне предложили посетить одну из стран, входящих в шенгенскую зону, мой выбор пал на Париж. Кто из нас в юности не зачитывался произведения Александра Дюма, Мориса Дрюона, Виктора Гюго, Сержа Голона….  Париж всегда казался мне городом тайн, приключений, романтики. Дорога от Кёльна до Парижа занимает 7 часов на комфортабельном автобусе. Вечером мы подъехали к вокзалу, оставили машину на бесплатной автостоянке. И вот мы в автобусе. Надо сказать, что ехали мы с русскоязычной группой немцев. Это немцы, ранее проживающие в России, на Украине, Казахстане. Так что проблем со знанием  языка у меня не возникло.

Границу Франции мы проезжали ночью, никто не проверял у нас паспорта. Водитель подал проездные документы, пограничники поставили печать, и мы спокойно тронулись в путь.  В Париж мы прибыли рано утром. Перекусили своими бутербродами, пока ждали  экскурсовода. С гидом нам повезло. Это оказалась наша русская женщина, которая несколько лет назад вышла замуж за француза. По образованию, она филолог, изучающий культуру этого народа.

Вот я в Париже!!!

День первый

В первый день у нас была в основном обзорная экскурсия по городу, с короткими остановками для более детального осмотра некоторых исторических памятников.  Мы ездили по городу, слушая обзорную информацию об исторических местах, достопримечательностях города, наслаждаясь красотой и изысканностью города, парков, дворцов. Здания в городе в основном не выше 7-этажей, причём верхний этаж — мансардный.  Париж – очень светлый город. И дело не только в царящей здесь легкой, приятной атмосфере. Старый Париж аккуратен и приветлив потому, что большинство домов построено из белого камня – известняка: другого камня здесь попросту нет.

Париж – это, несомненно, одно из самых красивых и романтичных мест на земле.  Но наш Питер не уступает в величие и красоте Парижу.

Наша обзорная экскурсия началась с площади Мадлен. Главной достопримечательностью этой площади является  Собор Святой Марии Магдалины. В нём хранится одна из самых больших из дошедших до нас частей мощей  Марии Магдалины. Внутри церковь богато украшена мрамором, а служба в ней сопровождается органной музыкой. Освещается храм через свод, — в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон. Но внутрь мы не попали, т.к. было очень рано, и собор был закрыт. Так что нам пришлось удовлетвориться только внешним осмотром.0_b0510_a5bf9afd_XLcerkov_madlen_vnutri

Площадь Согласия  занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями.  Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха, который в самом начале Французской революции  был низвергнут.  В отличии от других площадей, она не застроена по периметру домами.  Благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. Создаётся впечатление, что площадь пространственно связана с остальным городом.  На площади установлен древнеегипетский обелиск, два фонтана, конные группы и мраморные статуи с изображением городов Франции. Обелиск, украшающий площадь Согласия, — подарок египетского вице-короля. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента – примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита.  С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов. По двум сторонам обелиска установлены два фонтана 9-метровой высоты.  Фонтаны украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей. В  северной части площади высится здание Министерства морского флота. А по другую сторону Королевской улицы (rue Royale) находится один из самых роскошных парижских отелей.

площадь согласияплощадь согласия-фонтаны

Далее  мы поехали по одной из самых знаменитых и старейших магистралей Парижа,  которая известна уже на протяжении нескольких столетий. Это самая широкая улица Парижа, которую жители города с любовью называют Елисейские Поля. Это конечно не поля, а длинный проспект, который делится на две зоны: парковую и торгово-развлекательную. Начинается проспект от площади Согласия и парка Тюильри  и заканчивается на площади Звезды у Триумфальной арки. В магазинной части проспекта  расположены множества дорогих бутиков самых известных мировых марок, витрины с престижными автомобилями, банки, а также, дорогими и изысканными ресторанами и кафе.

7318

3170_14На площади Звезды (Шарля де Голля)  — в честь побед, одержанных французской армией, – была возведена Триумфальная арка, которая  является самой большой в мире её высота почти 50 м, высота свода 29 м и ширина 45 м. Арка украшена гигантскими барельефами. На ней высечены названия баталий и имена французских офицеров. Вокруг Триумфальной арки установлены гранитные тумбы, соединённые чугунными цепями. У подножия арки расположена могила Неизвестного солдата, и зажжен Вечный огонь. Здесь проводятся разнообразные праздники и народные мероприятия. Триумфальная арка в Париже, считается символом города, наравне с Эйфелевой башней и Собором Парижской Богоматери.  Внутри монумента находится одноимённый музей, а наверху смотровая площадка, с которой открывается вид на город и четкую геометрию «Триумфального пути».  У нас было время, только на внешний осмотр. Мы обошли арку по кругу, постояли у вечного огня.

parizh-02

0_633f0_7eaba597_XLОт арки расходятся 12 проспектов – лучей, самый знаменитый из которых Елисейские Поля.  Мне как проектировщику было интересно посмотреть, как размещены дома, внутренние дворы, улочки, так как они сходятся к Триумфальной арке как бы вершиной треугольника, отдаляясь, расширяются к основанию. Но удовлетворить моё любопытство, было не суждено. Вечером, когда у нас наступило свободное время, уже было довольно темно, и моя подруга отказалась бродить со мной по незнакомым переулкам. А одну без знания языка она меня тоже не рискнула отпускать. Придётся ещё раз вернуться в Париж, чтобы осмотреть его улочки, дворики.

Следующая остановка была на площади Трокадеро, получившей название по имени холма, на вершине которого она находится. Это, на мой взгляд, одно из красивейших мест Парижа. На площади расположен огромный дворец Шайо.  Здание состоит из двух дугообразных сооружений.  С террасы дворца открывается прекраснейший вид на Эйфелеву башню, Марсово поле и Военную школу. В помещениях дворца располагается музейный комплекс. Восточное крыло отведено под экспозицию Музея монументального искусства Франции. В западном крыле размещаются Морской музей  и  Музей человека.  Во дворце Шайо находится также Музей кино. Ниже здания дворца, в глубине холма, спускающегося к Сене, оборудован подземный зал Национального театра Шайо,  со сценой, расположенной  под Сеной. В северо-восточной части сада сооружен аквариум, в котором представлены почти все виды рыб, водящихся во французских реках.  В центре площади стоит конный памятник маршалу Фошу – герою Первой мировой войны.  От площади  в разные стороны, словно лучи, отходят широкие авеню, застроенные дорогими особняками. Здесь много кафе.  Это один из самых престижных районов Парижа. Рядом находятся музеи – Клода Моне, искусства Азии, современного искусства, спорта. Сад украшает длинный бассейн с фонтанами, самыми большими во всем Париже, и золочеными статуями. Площадь Трокадеро соединяется мостом  с берегом Сены, на котором расположены  Эйфелева башня и Марсово Поле. Конечно, мы смогли опять насладиться только внешним осмотром.

Еще один небольшой переезд, и мы у Эйфелевой Башни. Построенная когда-то в качестве входной арки на Всемирную выставку 1889 года, Эйфелева башня стала самой узнаваемой инженерной конструкцией в мире. Возвышается она над Марсовым полем, названным так в честь бога войны — Марса. Много раз видела её на картинках, фото, в фильмах но, только оказавшись рядом, смогла по достоинству оценить её грандиозность и великолепие. Башня с удивительной легкостью вздымает на 300 с лишним метров!  7 тысяч тонн металлических конструкций, словно они сплетены в удивительное кружево. Основание Эйфелевой башни представляет собой квадрат со стороной в 123 метра. Ее нижний ярус, имеющий вид усеченной пирамиды, состоит из четырех мощных опор, решетчатые конструкции которых, соединяясь между собой, образуют огромные арки. Башня имеет несколько платформ и площадок.  Сегодня Эйфелева башня — не только украшение Парижа, но и телевизионная вышка. За 100 лет к Эйфелевой башне парижане успели привыкнуть и вроде бы даже полюбить. Часть нашей группы решает подняться на башню, часть остаётся внизу, осматривать Марсово поле. Мы поднялись на площадку второго уровня на 115.73 метров. Вид потрясающий! Особенно великолепный вид открывается на Марсово поле, на дворец Шайо, фонтаны у подножья дворца. Вдалеке, на севере — это Монмартр.  Знаменитый парижский деловой центр — Дефанс.  Башня делового центра Монпарнас  высотой 210 метров. На мой взгляд, она совершенно не смотрится на фоне светлого города. Овальная сигара здания, с окнами дымчато-серого цвета, имеющего 59 этажей. Правда с ее последнего этажа открывается совершенно удивительный вид на весь город. Именно здесь, и больше нигде, существует возможность увидеть так называемую Эйфелеву башню с высоты птичьего полета.  Но самое интересное открывается с верхней площадки, с высоты 276.13 метров. Там весь город предстаёт как на ладони. Неописуемая красота!

Далее мы поехали в кафе, нужно было перекусить. Гид нас предупредила сразу, что блюда у них очень необычные и желательно брать то, что нам известно. Устроена раздача была самообслуживанием, но стойки стояли и в середине зала. Оплата проводилась в едином узле расчета, состоящем из нескольких кассовых аппаратов.  Я не стала экспериментировать и поела просто запеченную картошку с  салатом из капусты. Всё было вкусно и цены приемлемые.

К  Дому Инвалидов мы подошли со стороны Собора.  Это обширный комплекс зданий, который включает Дом инвалидов, Собор и Церковь Святого Людовика. Собор Дома инвалидов — квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Дом инвалидов построен для увечных солдат, вынужденных скитаться и нищенствовать с одной стороны, а с другой, чтобы  продемонстрировать заботу короля о своих воинах. Но кроме этого, создание Дома Инвалидов в Париже для простых солдат, повышал престиж армии в их глазах. Ведь это было, какой никакой, а гарантией безбедной старости. А для мужчин, не служивших в армии, было дополнительным стимулом пойти туда. И сегодня в Доме Инвалидов постоянно проживают около ста французских ветеранов войны, и находится несколько военных музеев. В соборе Дома Инвалидов покоится прах великого Наполеона Бонапарта.

Далее проезжаем Мост Александра III.  Это подарк русского царя Николая II французской столице, который символизирует дружбу между двумя великими государствами.  Этот самый нарядный мост Парижа построен в самом узком месте Сены. Его отличает необычное сочетание внушительности и изящества. По углам взметаются вверх четыре столба-пилона с позолоченными Пегасами наверху и статуи Науки, Искусства, Торговли и Промышленности у подножия. Вдоль парапетов тянутся вереницы элегантных фонарей, похожих на канделябры.

Проехав Мост Александра III, мы направились в сторону сада Тюильри. Сад Тюильри – целый парковый комплекс, раскинувшийся в центре Парижа между площадью Согласия, улицей Риволи, Лувром и Сеной. Название сада происходит от французского слова “тюиль” – черепица, так как изначально здесь был карьер, из которого добывали глину. Построенные в середине 16-го века по приказу Екатерины Медичи дворец и сад напоминали королеве родные места. Дворец долгое время служил королевской резиденцией. С ним  связано немало ярких исторических событий. В нем даже проживал сам Наполеон.  Дворец, сгорел в пожаре от рук парижских коммунаров.
Оставшиеся от дворца Тюильри два единственных павильона, сегодня восстановлены по старинным эскизам и описаниям. Один из них — «Оранжери» вмещает постоянную экспозицию живописи прошлого века. В другом, носящем историческое название «Же-де-пом» («Павильон для игры в мяч»), расположилась выставочная галерея.  Эти павильоны являются как бы естественным преддверием к Лувру. Тюильри – сад неописуемой красоты с прудами, парками, аттракционами. До революции сад был исключительно аристократическим местом. После он был открыт для всеобщего доступа. В этом необычайно красивом месте всегда много людей, которые гуляют, встречаются, отдыхают и просто наслаждаются жизнью. Парк Тюильри  похож на большой музей под открытым небом. В нем находится просто невероятное количество скульптурных композиций, относящихся к различным эпохам.   В каком бы месте сада вы ни оказались, вы всегда можете отдохнуть на одном из многочисленных железных стульев, расставленных по все территории сада. А дети в это время смогут заняться пусканием миниатюрных парусников, которые можно взять напрокат.

Здесь мы простились с нашим чудесным гидом и направились в сторону башни Монпарнас. Как оказалось, наш отель  «Campanile» располагался не далеко от неё.  Регистрация проходила очень быстро, называлась фамилия: «мадам Браун, два места». И выдавался электронный ключ. Никто не спрашивал паспорт. Мы поднялись в свой номер. Он был оснащён всем для обеспечения комфортного проживания:  в ванной комнате фен, несколько комплектов полотенец, мыло, шампунь, зубная паста, зубная щёточка, большая удобная кровать, стол, стулья, телевизор. Каждое утро предлагался завтрак «шведский стол».

День второй

Проснувшись рано утром, я подошла к окну с французским балкончиком.  Для меня остаётся загадкой, для чего предназначены эти балкончики, если там и ногу поставить некуда. Скорее всего, он служит только фасадным украшением. Погода была замечательная. Нам удивительно повезло с ней. Стоял конец сентября, дни были солнечные, тёплые. Днём мы ходили только в одних блузочках. Выглянув в окно, которое выходило во внутренний двор. Наш номер находился на шестом этаже, так что улочку можно было разглядеть хорошо. Так что желания сбываются иногда самым неожиданным образом. Хотела увидеть, как выглядят улочки и дворики… увидела.

Позавтракав, мы спустились к нашему автобусу. Сегодня предстоит новая встреча с этим удивительным городом.

Первая наша остановка – Сад Люксембург. Он находится в так называемом, «Латинском квартале». В центре парка расположен дворец Марии Медичи или Люксембургский дворец. Сейчас здесь проходят заседания французского Сената, периодически проводят художественные выставки, вход на которые бесплатный. Сад подходит для спокойной прогулки и семейного отдыха. В центре парка – большой пруд, окруженный цветниками и дорожками. Чуть выше на террасе расположился ряд статуй французских королев. Здесь есть Святая Женевьева – покровительница Парижа, королева Мария Стюарт, первая вариация Статуи Свободы.  Территория парка очень большая и разделена две части: центральная часть перед дворцом и многочисленные аллеи с полянками, скамейками, беседками, переходами, скульптурами и кафе. Если углубиться в аллеи этого волшебного сада, то можно найти просто великое множество интересных мест для проведения досуга или пикника на траве,  можно просто посидеть на газоне или стульчике, немного отдохнуть и погреться на солнышке, или уютно устроиться в кафе. Если вы сторонник активного отдыха, то вас ждут баскетбольные площадки и теннисные корты, где каждый желающий может поиграть, арендовав прямо на месте ракетки и мячи. В парке можно прокатиться на лошади, пони, в старинном экипаже. Или покататься  на старинной карусели, которой насчитывается более ста лет.

Церковь Сен-Сюльпис является одной из самых известных и крупных церквей Франции. Внутри собор огромен. Его внутренняя отделка длилась полтора столетия. Художник использовал  чистые и простые краски, благодаря этому свет распространяется повсюду.  Особо стоит отметить удачное освещение церкви: в солнечный день свет проникает через витражи и широкие окна, благодаря чему его внутреннее пространство, имеющее форму латинского креста, приобретает некую таинственность. Еще одной примечательной особенностью Сен-Сюльпис является Парижский меридиан, который проходит через церковь. Поэтому в одной из капелл у северной стены был установлен геодезический знак (гномнон), предназначенный для отметки воображаемой линии.  Кроме того, эта церковь славится еще и тем, что один из ее настоятелей, собственноручно создал инструмент для определения дня весеннего равноденствия. Здесь проходила венчальная церемония Виктора Гюго. Его же писатель потом позже упоминает в “Отверженных”. Дополнительную известность церковь приобрела после выхода в свет книги Дэна Брауна “Код да Винчи”. Поклонники романа хотят своими глазами увидеть и проверить все написанное Брауном.

Церковь Сен-Жермен-де-Пре считается самой древней в Париже, которая перестраивалась много раз.  Её воздвигли  в 500 годах для хранения хитона святого Викентия. Церковь — это все что сохранилось до наших времен от крупнейшего и богатейшего аббатства. Бенедиктинское аббатство просуществовало до Великой французской революции. Все  здания и известнейшая библиотека были  сожжены. Только в 19 веке здание было возвращено церкви и восстановлено. Внутри — гробница математика Декарта и польского короля  Яна Казимира, который отрёкся от престола и стал аббатом Сен-Жермен-де-Пре.

И вот мы подошли к Лувру. Он расположен в центре французской столице в здании старинного королевского дворца, который первоначально был крепостью. Здание неоднократно расширялось и перестраивалось, перед тем как принять вид современного дворца. Музей Лувр один из самых старейших и уникальнейших музеев мира, хранящий произведения искусства и исторические экспонаты, различных эпох, культур и цивилизаций. Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса. По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств.

Перед глазами предстаёт величественный архитектурный ансамбль классических строений, стройные ряды резных арок, пилястров и фронтонов. Данные здания занимают достаточно большую территорию в центральной части Парижа. На мой взгляд, стеклянная пирамида, размещённая в центре площади, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Сейчас пирамида играет роль главного входа в музей.  Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Когда же оказываешься внутри здания, осознаёшь, что это наилучший выход для того чтобы увеличить пропускную способность музея и организовать пространство в подземном помещении так, чтобы всем было комфортно и светло, без ущерба для роскошной архитектуры дворца. Проект разработал американский архитектор китайского происхождения Ео Минг Пей. Он создал большую стеклянную пирамиду, поднявшуюся в центре Двора Наполеона, а вокруг нее три пирамиды поменьше. Рецепт стекла для пирамид был специально разработан в соответствии с новейшими технологиями так, что эта конструкция излучает свет. Между пирамидами расположился треугольный бассейн из темного камня, едва возвышающийся над уровнем земли. Завершается композиция, которую архитектор назвал «ландшафтом», фонтаном. В центральную колонну вмонтирован лифт. В главном вестибюле расположились различные службы музея, билетные кассы, доска объявлений, гардероб, пункты общественного питания и др. По установленным здесь эскалаторам можно подняться в разные залы музея.

Лувр – это богатейший музей мира. Его площадь составляет более 160 000 кв. м., из них треть занимают выставочные экспозиции. Музей располагает более чем 350 000 экспонатами, но лишь десятая часть их выставлена в залах. Остальные сохраняются в хранилище в специальных помещениях с такими же специальными условиями и периодически демонстрируются посетителям. Так что  даже за несколько дней всё равно не удастся  осмотреть все экспонаты. Изначально фонды пополнялись за счет коллекций французских королей. Потом при правлении Наполеона музей обзавелся многочисленными трофейными экспонатами с Востока, в частности много археологических находок из Египта.  Лувр насчитывает семь разделов  экспозиций (департаментов): живопись, графика, скульптура, прикладное искусство, а также древности — восточные, греко-римские и древнеегипетские. Эти департаменты располагаются по трем крыльям здания (имеющим собственные имена — Ришелье, Денон и Сюлли). Каждый департамент имеет свои подразделения. Изобразительные искусства делятся в соответствии с той или иной художественной школой, древности — по эпохам. Трудно охватить единым взглядом грандиозную экспозицию Лувра.

Осмотр продолжался более трёх часов. Залы обходили очень быстро, останавливаясь у некоторых экспонатов. После краткой ознакомительной информации продвигались в следующие залы. Так мы приблизились к «департаменту» искусства Древней Греции и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Здесь представлены статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, которую многие знатоки считают эталоном женской красоты, хоть и безруким, а также изваяние Ники Самофракийской,  невероятно изящное и выразительное каменное изваяние крылатой богини победы. Главным произведением, которое  представляют  туристам, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи со  своей улыбкой — снисходительной, доброй или насмешливой? Эта картина находится в отдельном маленьком зале, в который можно попасть только из Большой галереи. Она и хранится за двумя слоями стекол. Неожиданно,  «Джоконда» по размеру оказалась  даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра. Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Рассмотреть шедевр непросто через бронированное стекло, небольших размеров картины невелики, наставленных  возле неё ограждений. Все это значительно усложняет процесс созерцания знаменитой улыбки Джоконды.

Картины Рембрандта и Рубенса,  Веронезе и Тициана, Леонардо да Винчи, известнейших художников, творения античных скульпторов, египетские саркофаги, различные карты, оружие, предметы старины, обстановка и стили эпох, африканский зал,  апартаменты Наполеона и др.

Всё-таки нам очень повезло с гидом! Когда осмотр, включенный в план,  был окончен,  по просьбе группы, она сопроводила нас сначала в подвал, где мы ознакомились со средневековыми укреплениями и остатками каменной кладки замка-крепости.  В ходе строительства пирамиды при  раскопках были найдены основания стен и башен, и теперь у посетителей музея есть возможность прогуляться вокруг них по бывшему рву. В конце 12 века король Филипп-Август заложил крепость Лувр, окруженный почти квадратом стен. В середине XIV в.  построена новая городская стена, Лувр оказался за этой стеной и утратил свое оборонительное значение. Через полторы сотни лет крепость была перестроена для короля и его свиты.

Далее очень быстро, по каким-то коридорам, переходам, эскалаторам мы поднялись в апартаменты Наполеона. Таким образом, мы получили более полную возможность ознакомиться с великолепием этого музея.

Перекусив в кафе Лувра, мы покинули его.

И вот мы на острове Сите, расположенного в центре Парижа. Главными достопримечательностями острова являются Собор Парижской Богоматери и Капелла Сент-Шапель.

Капелла  Сен-Шапель это ещё одна  красивейшая  церковь, построенная  в готическом стиле. Она предназначалась для хранения реликвий, которые Людовик IX, привез из Крестовых походов: Терновый венец, кусочек Креста Господня и др. Сент-Шапель построен в двух уровнях. Первый, в уровне земли, посвященный Богоматери, предназначался для персонала дворца. Верхний этаж был непосредственно связан с королевским дворцом, и был предназначен для хранения прославленных реликвий, и  поэтому отличается несравненным великолепием. К колоннам приставлены статуи апостолов. Главным украшением верхней капеллы являются витражи, которые  выполнены по мотивам библейских текстов. Будучи символом королевской семьи, Сен-Шапель, хоть и не была разрушена, но сильно пострадала во времена Французской революции. Из интерьера исчезла мебель и часть убранства, реликвии были отправлены на монетный двор. Ряд скульптур, перевезенных в другие музеи и церкви, удалось спасти. Верхний этаж часовни был превращен сначала в клуб, затем — в судебный архив. В это время, часть витражей была распродана.

Мы стоим перед величественно возвышающимся кафедральным собором Нотр-Дам де Пари (Собором Парижской Богоматери),  жемчужиной французской готической архитектуры. Кто из нас не слышал об этом соборе, увековеченном в бессмертном романе Виктора Гюго — «Собор Парижской Богоматери». Как только я ступила на площадь перед собором, внутри возникло чувство, что я уже всё это видела, когда-то давно… видела…. Мы осмотрели здание снаружи, он неожиданно оказался огромен. Оно  поражает совершенством пропорций и гармоничным фасадом. Когда мы закончили внешний осмотр Собора, зазвонили колокола.

 

Как и многие древние христианские храмы, собор родился на месте языческого святилища, где  некогда поклонялись Юпитеру. При наступлении эры христианства,  капище язычников преобразовали в храм новой веры. Он стал одним из первых храмов нового стиля,  готического. На создание каменного чуда понадобилось почти 200 лет. Собор был построен в честь Девы Марии и существует уже почти 900 лет. В 200  лет в строительстве  Нотр-Дама принимали участие несколько поколений архитекторов и рабочих различных специальностей. Собор украшают многочисленные скульптуры и витражи. В верхней части постройки, на торцах балок, установлены изображения гаргулий  и  химер. Эти фантастические существа были добавлены к облику храма во время реконструкции, и теперь мы можем наблюдать их на площадке возле подножия башен. Был восстановлен также главный шпиль собора Нотр-Дам, разобранный по приказу Робеспьера. Перед главным фасадом имеется просторная площадь, которая появилась после того как были снесены множественные пристройки. На Восточной башне собора расположен самый большой колокол Эммануэль, у которого по легенде и изливал свою боль Квазимодо. В Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, а единственным источником цвета являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких  окон. Солнечный свет, проникая через них, преломляется в храме целой радугой оттенков. Но всё равно в храме царит полумрак, создавая чувство какой-то таинственности. Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами, изображая сцены из земной жизни Спасителя, Девы Марии, житие святых, изображают патриархов, библейских царей, апостолов. В окнах боковых капелл помещены сцены из земной жизни. А витражи огромного окна-розы включают в себя сцены из Ветхого Завета. В течение многих веков  служил местом проведения важнейших событий в истории Франции. В нем проходили королевские бракосочетания, коронации императоров и захоронены национальные герои. В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из главных христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. Собор славится своим уникальным органом.  В соборе находится статуя известная как «Горбун из Нотр-Дама».

Когда мы находились внутри Собора, зазвучал орган. Это что-то потрясающее! В соборе удивительная акустика. Мы сели на размещённые здесь скамьи. И всё… я потерялась во времени. Перед моим внутренним взором мелькали какие-то люди, события, иногда довольно трагические. Не знаю, сколько времени это продолжалось. Я почувствовала, что подруга взяла меня за руку, говоря, что автобус через 15 минут тронется. С трудом вернувшись в реальность, я последовала за ней.

С площади  перед Собором берут начало все дороги Франции в подтверждение чему здесь установлена бронзовая доска с надписью «0 км». Предание гласит, что туристы, которые становясь на  нулевую точку, загадывают желание, то оно исполняется. Не знаю случайность это или нет, но моё желание исполнилось, через несколько дней.

Недалеко от острова Сите расположена Башня Сен-Жак, построенная  в стиле поздней готики. Венчает вершину одинокой башни статуя святого Иакова. Башня Сен-Жак это  бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери, находившаяся на пересечении главных дорог, в том числе тропы паломников. Жертвовали на церковь зажиточные мясники, богатые буржуа и писари. Среди них был и Никола Фламель. Существует легенда, якобы в руки Фламелю попал таинственный манускрипт, с того времени он занялся поиском философского камня и формулы превращения металла в золото. Говорят – нашел, и тайны все раскрыл…. В старости он занимался меценатством, учредил несколько фондов, вкладывал деньги в развитие искусства, финансировал постройки часовен и больниц. Никола Фламель умер и унес с собой все тайны, похоронили его в церкви.

Со знаменитой церковью связано имя великого математика Блеза Паскаля, который неоднократно поднимался на вершину башни и там проверял свои открытия.

Церковь была разграблена, продана на слом, но даже революционные власти не решились ломать башню Сан-Жак. Колокольня была сдана в аренду мастеру для отлива охотничьей дроби: расплавленный свинец, падая с 50-ти метровой высоты через специальную решётку, застывал маленькими шариками в подставленных бочках с водой.

Сейчас на башне и в сквере установлена метеостанция.
Напротив северного крыла Лувра находится Королевский дворец  Пале-Рояль . Его часто называют дворцом кардинала Ришелье. Построен он был именно для него — личности честолюбивой и властной. Фантазия и эстетический вкус кардинала дали свои плоды: дворец получился поистине шикарным! Во дворце помимо покоев кардинала были гвардейский зал, театр, просторная библиотека, огромная картинная галерея и фантастический сад. Королевская семья, не имевшая в своем пользовании такой роскоши, не пыталась скрывать своей зависти. Однако великий стратег Ришелье сделал дальновидный «ход конем», завещав свое детище после смерти королевской семье, что отвело от него угрозы зависти монарха. Тем самым автоматически сняв  все претензии, направленные в свой адрес, и обеспечив себе уверенную и спокойную старость.  После смерти Ришелье его завещание привели в исполнение, дворец стал Королевским. Но Людовик XIII пережил своего министра Ришелье всего на год, так и не успев в полноте воспользоваться этим даром. Вдова Анна Австрийская удаляется из Лувра в Пале Кардиналь вместе с детьми. Так дворец превращается в Пале Рояль (Королевский).
Король Людовик Великий милостиво подарил дворец Пале Рояль Филиппу Орлеанскому, который кардинально изменил облик постройки. Филипп Орлеанский был сторонником праздной жизни, поэтому вскоре Пале Рояль в Париже утратил весь шик, который ему так старательно придавал Ришелье, и превратился в настоящий бордель, а вся прилегающая территория застроилась кафе и магазинами. Тут же возник и французский театр, известный сегодня как Комеди Франсез. Судьба дворца очень интересна: за годы своего существования он успел побывать и борделем, и местом собрания композиторов и литераторов, и зданием суда. Революционеры и вовсе сожгли его, и лишь в XX веке эта достопримечательность была полностью восстановлена.

Французский театр «Комеди Франсез», считается старейшим не только во Франции, но и во всей Европе работает уже больше 330 лет. Он является ведущим драматическим театром в Париже. Театр «Комеди Франсез» был создан указом короля Людовика XIV спустя семь лет после смерти знаменитого Жана-Батиста Мольера. Второе, практически официальное, имя театра – «Дом Мольера».

Указом короля, по сути, было объединено два парижских театра, имевшихся тогда в столице Франции. А именно театр Мольера, ранее слившийся с театром «Маре», и театр «Бургундский отель». В настоящее время Дом Мольера является одним из немногих репертуарных театров в Европе, где ставятся постановки, начиная с античности и до наших дней. Причем приглашаются современные авторы из различных стран. Кроме Мольера ставят здесь и зарубежных, в том числе и русских, классиков. «Комеди Франскз» в различные сезоны представлял и «Трамвай «Желание»», и «Вишневый сад», и «Женитьбу». Однако, абсолютное большинство постановок идут на французском. Причем на очень хорошем французском.

На Улице Сент-Оноре, в 300 метрах  от Пале-Ройяль, недалеко от знаменитого бутика Шанель, возвышается красивейшая и старинная католическая  Церковь Святого Роха. Этот собор, имеющий в длину 126 метров, является крупнейшим в Париже.  Сначала на ее месте была часовня Святой Сусанны. Через 56 лет часовню расширили, посвятив ее Святому Роху. Самый же важный этап в истории Сен Рох начался с 1653 г, когда малолетним королем Людовиком XIV, сопровождаемым своей матерью Анной Австрийской, был заложен первый камень в ныне существующее здание. В новом здании церкви была сооружена капелла Св. Сусанны в память о бывшей церкви. Во время восстания роялистов в 1795 г. церковь и площадь перед нею стали местом боевых действий, в результате чего фасад был поврежден выстрелами. Во время Французской Революции, церковь была разграблена. Затем ее восстановили, перевезя сюда большое число произведений религиозного искусства из других пострадавших церквей и монастырей. Здесь похоронено множество знаменитых французов.

Вандомская площадь – одна из пяти самых известных королевских площадей. Площадь построена в форме прямоугольника со срезанными углами, окруженного зданиями в едином классическом архитектурном стиле. В центре возвышается колонна высотой 44 м со статуей Наполеона. В 1680 году дворец герцога Вандомского и находящийся вблизи монастырь Капуцинок был проданы королю. Король собирался построить на этом месте площадь, посвященную самому себе и украшенную статуей, где король восседает на лошади. Кроме этого он намеревался построить вокруг библиотеку, монетный двор и самые шикарные здания в Париже.

Но осуществиться мечтам, не было суждено. Для завершения строительства не хватало денег. Чтобы они появились, необходимо было продать земли вокруг Вандомской площади, на которой в это время  находились  конный памятник королю, окруженный тремя зданиями. Земли не покупались. Джон Лоу  предложил расплачиваться не золотыми монетами, а бумажными купюрами, эквивалентными по цене монетам. Ситуация была разрешена. Лоу приобретал земли на площади и продавал их за эти самые купюры. От покупателей не было отбоя! Богатейшие люди Франции и Парижа приобретали дворцы на Вандомской площади. Строительство незамедлительно возобновилось.

Для  получения большего  дохода, пошли на хитрость, сделав прямоугольный плац  восьмиугольным, срезав углы. Таким образом, было получено лишнее место для застройки дворцов. Теперь со всех сторон Вандомскую площадь окружали однотипные здания с аркадами, колоннами.  Дома завершали присущие Парижу крыши. Зодчий оказался изобретателен, на этаже под крышей (чердаке) он сделал дополнительное жилое помещение с  косым потолком. Потом он  украсил  чердачные окна изысканной лепниной, выделив их таким образом. Так появилась новая деталь архитектуры – мансарды.

Изначально площадь несколько раз переименовывали. Людовик XIV хотел, чтобы она носила имя Площади Завоеваний, но скульптура короля определила другое название – площадь Людовика Великого. Сегодня площадь названа именем герцога Вандомского, на месте дворца которого построена.
Главным украшением Вандомской площади является колонна, высотой 44 м. Она возвышается на месте памятнику королю Людовику Великому. Медная колонна была установлена по приказу Наполеона  в честь своих побед.  Колонну  отлили из вражеских пушек, она была украшена барельефами. Вершину колонны украшала статуя самого Наполеона в образе римского императора. В 1833 году эта статуя была свергнута и на её месте установлена другая, менее приметная, изображающая Наполеона в форме капрала. Пришедший к власти племянник императора Наполеона III восстановил ранее установленную статую Наполеона.

Сегодня на Вандомской площади расположен фешенебельный отель Ритц, а также множество дорогих бутиков. Именно из отеля «Риц» отправилась в свою последнюю поездку принцесса Диана. На Вандомской площади находится Министерство юстиции Франции, а с балкона канцелярии  была провозглашена французская республика.

Проехав по городу, мы добрались  до знаменитого холма Парижа Монмартр, высотой 130 метров. Первые поселения на холме Монмартр относятся даже не к временам древнего Рима, а к эпохе неолита. Возвышенность на берегу Сены, долина которой в каменном веке достигала более пяти километров в ширину, была сложена почти из чистых гипсовых отложений, пригодных для производства гипса.  В галло-римскую эпоху этот незаменимый строительный материал сделал Монмартр одним из самых богатейших районов. В это время было сооружено множество церквей, часовен, храмов и как писал А. Доде: «Частица Монмартра есть в любой точке Парижа…».

Название  Montmartre буквально переводится как, Гора Мучеников, но до сих пор точно не известно от чего произошло название холма, то ли от имени римского бога войны Марса, то ли от святого мученика Дионисия Парижского, обезглавленного  на вершине горы Монмартр.

У подножия холма находится  кабаре «Мулен Руж». Это единственное кабаре, которое осталось практически нетронутым, в своем первоначальном виде.

 Мулен Руж. Это знаменитое парижское кабаре по праву считается одной из достопримечательностей города. Многие знают, что Мулен Руж с французского переводиться, как красная мельница, а вот почему именно так было названо  кабаре, ответят не все. Как известно, Мулен Руж, находится на самом высоком холме Парижа – Монмартре, так вот там раньше размещались виноградники и мельницы.

Построенное в 1889 году в квартале Красных фонарей кабаре «Красная мельница» быстро снискало славу главного увеселительного заведения города. В Мулен Руж собирались как представители среднего класса, так и аристократы, и творческая богема.

Мулен Руж» известен как место появления современной формы танца канкан. Этот танец, первоначально исполнявшийся куртизанками этого заведения для обольщения клиентов, приобрел форму отдельного развлечения и привел к возникновению кабаре по всей Европе. В настоящее время «Мулен Руж» — туристская достопримечательность, в которой предлагается музыкальное танцевальное шоу для взрослых посетителей со всего мира. Большая часть романтичной обстановки Франции начала века до сих пор присутствует в обстановке клуба.

Взойти на Монмартр можно по знаменитым лестницам или с помощью фуникулёра. У фуникулёра было много людей, и мы поднялись по лестнице содержащей 273 ступени.

Наверное, многие читали  или слышали много романтичного  об этом месте: богема, известные художники, бедные и не принимаемые буржуазным Парижем; известные галереи, в которых они продавали свои картины, в то время мало кому нужные; известные дешевые кафе, в которых они питались на последние деньги, дешевые кабаре, а сегодня еще и сексшопы.  Они сделали Париж и Монмартр местом, известным  всему миру.

Монмартр. Это совсем другой Париж. Здесь, у вершины холма — крутые, узкие и извилистые улочки, как правило, мощёные булыжником, и лесенки, ведущие на его вершину. Здесь иная архитектура, миниатюрные прелестные  скверики и небольшие дома со ставенками. Говорят, что и парижане, живущие здесь, тоже другие…

На самой вершине горы стоит великолепная белая Базилика Сакре-Кёр. Она видна из многих точек Парижа.  Особенно красива Базилика вечером: белая красавица в освещении софитов,  словно маяк в городском парижском море. Наверное, поэтому мы и приехали сюда ближе к вечеру, чтобы насладиться этой красотой.

Возникает чувство, что она  парит в небе над городом как белая птица, охраняя и освящая город своей чистотой и святостью. Такой  я её и запомнила.

Базилика Сакре кёр была названа так в честь католического праздника Святого Сердца Христова. Sacre Coeur в переводе  означает «святое сердце». Посвящен этот храм памяти жертвам  франко-прусской войны. Строительство Сакре-Кер затянулось на десятилетия. Причиной тому была как архитектурная сложность проекта, так и необходимостью дополнительного укрепления холма Монмартр.  Ведь здесь  под землей еще со времен древних римлян добывался гипс.

Главный фасад, обращенный в сторону города, украшен пятью барельефами на евангельские сюжеты, статуей Иисуса Христа в центре и конными статуями Людовика IX и Жанны д’Арк над главным порталом. Внутри, прежде всего,  привлекает внимание мозаика на потолке Сакре-Кёр – Поклонение Святому Сердцу Иисуса Христа, выполненная в лазорево-золотых тонах. Статуи святых, витражи, потоки света, проникающие сквозь купол Собора – все это настраивает на торжественный и вместе с тем радостный лад. В этом действующем храме нельзя фотографировать и громко разговаривать, но можно присесть и послушать службу в сопровождении органа и прекрасного хора.

Что мы и сделали. Звучал орган, доносилось негромкое пение. Когда сидишь на скамье, создаётся впечатление, что Иисус, находящийся над тобой, смотрит именно на тебя, раскрыв свои объятья, чтобы поддержать тебя, а при необходимости защитить.  Этот взгляд проникает в самую глубину сердца, наполняя его благостью и любовью. Удивительное, потрясающее состояние.

С площадки перед  Сакре Кёр открывается потрясающая панорама города, а также вид  на прилегающие улочки квартала Монмартра.  На ступенях Сакре Кёр всегда сотни туристов, которые фотографируются  или просто отдыхают.

Рядышком  с величавой  базиликой Сакре Кёр  расположена маленькая, но не менее значимая и  любимая  жителями церковь святого Петра. В 1133 г. король Людовик VI с королевой Аделаидой Савойской купили поместье на вершине Монмартра, чтобы превратить его в монастырь бенедиктинского ордена. Посреди монастыря была построена церковь Святого  Петра на Монмартре, которое существуют без значительных перестроек.
Это самая старая из церквей Парижа. Церковь представляет собой строение неоготического стиля, с разноцветными витражами, бронзовыми дверями, названными порталами. На них выбиты гравюры трех святых мучеников. Также, позади церкви размещено старинное кладбище Кальвэр, на котором похоронены множество выдающихся персон Парижа и Франции. Но на данный момент кладбище сильно разрушено.

Сердцем Монмартра, считается площадь Тертр. Когда-то это была центральная деревенская площадь Монмартра, здесь сохранилось немало привлекательных построек 18 века, а в начале 20 столетия тут обосновались знаменитые художники Пабло Пикассо и Морис Утрилло. Это место по праву являлось центром современного искусства.  До сих пор сюда со всех кварталов города съезжаются художники, чтобы предложить туристам написать портрет или шарж или предложат приобрести свои картины. Может так оказаться что, через какое-то время у Вас окажется картина знаменитого художника. Ведь раньше именно на Монмартре, на площади Тертр писали Ван Гог, Пикассо, Модильяни и многие другие. На площади Тертр большой выбор открыток, сувениров и ручных поделок. В маленьких домиках размещены закусочные, кафе и многочисленные художественные галереи, недорогие магазины с одеждой.

Здесь мы расстались с экскурсоводом, и каждый отправился по своим интересам. Мы пошли бродить по улочкам, скверикам.  Наткнулись на  скульптуры вроде  актрисе и певице Далиде и знаменитого «Проходящего сквозь стены».  Как мы потом узнали, она посвящена парижскому писателю, драматургу и автору многих романов и новелл Марселю Аймэ. Это он  изображен в виде его любимого персонажа.  Считается, если потереть  руку «человеку, проходящему сквозь стену»,  то это  принесет удачу. Ничего сказать не могу, так как эту возможность от незнания не использовали.

Монмартр – это действительно приятное место для прогулки. Устав бродить, мы зашли в маленькое кафе, решив отведать блинчики с горячим шоколадом.  Ассортимент блинчиков довольно большой: сладкие  и соленые. Блинчики сладкие  приготовляют из пшеничной муки и начиняют вареньем или другой сладкой начинкой. Блинчики соленые сделаны из гречневой муки, они темнее в цвете и бывают с мясом, сыром  или яйцами. Наиболее традиционными являются полные блины, наполненные ветчиной, сыром и яйцом. Перекусив и отдохнув, мы вернулись к базилике Сакре-Кёр, к лестнице ведущей вниз.  Вечер был чудесный и поэтому нам открылся Париж метров, наверное, на 50 в ночном освещении. Красота необыкновенная.

В отель мы снова вернулись за полночь. И так было приятно принять тёплый душ и выпить горячего чая с печеньем, делясь своими впечатлениями, друг с другом.

День третий

Вот и наступил последний день нашего пребывания в Париже. Позавтракав, мы собрали свои вещи. Хоть и отъезд назначен на 22.30, но сюда мы не вернёмся. Покинув отель с благодарностью, мы загрузили вещи в автобус. Сейчас мы направляемся в Латинский квартал.

На левом берегу  Сены находится студенческая республика, всему миру известный Латинский квартал. Здесь находится Сорбонна.  Это не просто учебное заведение высочайшего класса, а символ свойственного молодежи духа свободы, познания мира и стремления в будущее. Кроме Сорбонны расположены и другие учебные заведения. В их числе: Университет Париж 2, Университет Пьера и Марии Кюри, Парижская школа горного дела, Высшая Нормальная школа и т.д.

Улочки Латинского квартала сохранили во многом атмосферу прошлого. В этом районе расположены оригинальные памятники культуры и истории: древние Термы, церковь Сент-Этьен-дю-Мон, Пантеон, бывший монастырь Валь-де-Грас и отель Клюни, а также Музей средневековья, где представлены монеты, витражи, гобелены, скульптуры и другие предметы обихода.

Латинский квартал известен также своими разнообразными кафе и бистро, ведь здесь, так много студентов! Если аппетит пока не разыгрался,  можно запастись едой:  купить сыры, отличное вино и другую французскую гастрономию. В  Латинском квартале также есть возможность приобрести и разнообразные удивительные, полезные и приятные вещицы, вещи или сувениры. Большинство улочек уже давно стали исключительно пешеходными. На них много зазывал, рекламирующих то или иное кафе или небольшой ресторан.

Как всякое историческое место, Латинский квартал получил своё название не случайно. В средние века латынь была международным языком общения в Европе, на нём же велось преподавание в университетах. Владения латынью для преподавателей и студентов, выходцев из разных стран, было необходимостью — иначе бы друг друга не понимали. В честь этой лингвистической особенности обитателей,  квартал и стал “латинским”.

Первым на нашем пути оказался Пантеон. Это величественное, невероятно  красивое и «молчаливое» сооружения.  Пантеон в Париже – это еще и бывший собор Святой Женевьевы. Однако собором Святой Женевьевы он назывался совсем недолго. Как только закончилось строительство, во Франции начались массовые беспорядки, которые французы с гордостью называли революцией. Восставшие рабочие грабили и разрушали огромные соборы, и даже небольшие храмы. Подобной участи удалось избежать лишь собору Святой Женевьевы, который революционеры в конце 18-го века назвали Пантеоном. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать местом их упокоения. Из истории известно, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и обратно. Столько же раз здание становилось Пантеоном, а затем собором Святой Женевьевы. В наши дни здание Пантеона в Париже продолжает выполнять возложенные на него французскими революционерами функции: являться мавзолеем для великих французов. В 1851 г. физик Леон Фуко продемонстрировал окружающим, что земля вращается, установив для своего эксперимента под куполом Пантеона 67-ми метровый маятник, (это копия настоящего маятника, оригинал выставлен в Музее искусств и ремесел). Рядом с ним – статуя египетской кошки. К могилам известных людей ведет лестница вниз, в крипту…

Церковь Сент-Этьен-дю-Мон стоит на горе Святой Женевьевы близ Пантеона. До Французской революции в этих местах находилось аббатство Святой Женевьевы. Характерная особенность этого храма — оригинальный фасад, представляющий собой наслоение нескольких художественных стилей, сменившихся за период продолжительных работ по его возведению, с 1492 по 1622 годы. Фасад построен классическим способом, он состоит из трех фронтонов, поставленных один на другой. Церковь огромна: длина главного нефа – 69 метров, ширина – около 30. Интерьер – с великолепными витражами, тончайшим каменным кружевом навесных галерей и лестниц, множеством скульптур и прекрасным резным амвоном. Самым необычным элементом  интерьера церкви является амвон, место в христианском храме, с которого традиционно произносятся проповеди или читаются главы Священного писания. В большинстве церквей это совсем небольшое возвышение перед алтарем, куда ведут ступеньки. Здесь же амвон устроен в виде поперечного балкона, приподнятого на уровень второго этажа, отделяющего неф и хоры. Как продолжение амвона строены винтовые лестницы, идущие с двух сторон и придающие всему помещению эффект постоянного движения. Изящные каменные «кружева» перил лестниц повторяют рисунок бортиков балкона, а устроенные по обеим сторонам балкона входы в другие помещения храма, выполнены в лучших традициях Ренессанса.

В Сент-Этьен-дю-Мон установлена богато украшенная рака, хранящая часть мощей Святой Женевьевы. Внутри галереи расположены гробницы почитаемых жителей Парижа – Блеза Паскаля и Жана Расина, а в часовенке, слева от входа, установлены их бюсты.

В храме установлен большой богато украшенный орган, выполненный мастерами XVII века. Он привлекает не только прихожан церкви, но и поклонников живой музыки и хорового пения.
**

Наконец  мы вышли к Сорбонне, архитектурно-историческому памятнику. Площадь Сорбонны в Париже является местом, где в любое время можно встретить студентов и преподавателей. Здесь работают  кафе, где студенты в перерывах могут пообедать. Также имеется книжный магазин. На площади работают красивейшие фонтаны. Если пройти вдоль всей площади, можно попасть капелле Святой Урсулы Сорбонской. Возведена она была при Ришелье.  В наше время капелла стала выставочным залом.  Служб со времён революции в ней не бывает. Около неё на Площади Сорбонны – несколько книжных магазинов и разных кафе. Это одно из самых оживлённых мест студенческого Парижа.

Сорбонну можно с уверенностью назвать одним из крупнейших, старейших, наиболее престижных и известных университетов мира. Сорбонна —  это комплекс университетов, обосновавшихся в Париже. Свою историю это высшее учебное заведение ведет из раннего средневековья. В 1257 году теолог Роберт де Сорбон, духовный наставник короля Франции Людовика IX, основал в Париже богословский колледж для детей из бедных семей. Изначально колледж был рассчитан всего на 16 студентов. Всего за полвека колледж приобрел известность и получил свое название — Сорбонна. Впоследствии его объединили с теологическим факультетом Парижского университета. Если все начиналось с 16 студентов и 4 факультетов, то сегодня в состав Сорбонны входит 13 университетов, расположенных в черте Парижа. Сегодня Сорбонна является одним из самых престижнейших университетов мира. В ней расположены музеи, библиотеки, лаборатории, аудитории-амфитеатры, административные отделы.

Архитектурное убранство Сорбонны, как внутреннее, так и внешнее, вполне соответствует университетской атмосфере. Фасад здания, который выходит на улицу дез Эколь, украшают фигуры, символизирующие науки. Внутри же помещений можно увидеть статуи выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей: Гомера, Архимеда, Ришелье, Паскаля, Декарта и многих других. Парадный двор Сорбонны украшают современные статуи.

В разное время в Сорбонне учились Оноре де Бальзак, папа Бенедикт XVI, Николай Гумилев, Пьер Кюри, Осип Мандельштам, Марина Цветаева и много других известных личностей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *