Знакомство с учалинским краем

6_2_~1Моё знакомство с этими уникальными местами началось в мае 2010 года, когда я с группой, состоящей из 12 человек, оказалась  здесь. Мы прибыли рано утром. В городе Учалы нас встретил наш проводник Дмитрий Дмитриев. Как потом выяснилось удивительный человек, беззаветно любящий свой край, поэт, исследователь, эколог.

В самом начале, в сопровождении Дмитрия, мы направились в Ахуново. Первоначально подъехали к берегу небольшой речушки Айкреелги, где умылись и освежились с дороги. И вот мы находимся  в Обсерватории, о которой слышала, как о втором Стоунхенже. Первоначально это место не произвело на меня особого впечатления, я ожидала увидеть что-то грандиозное. Возможно, сказалась усталость после ночного переезда, возможно присутствие большого количества людей и съёмочной группы. Осмотрев это место, выслушали вот эту историю открытия  и назначения этого комплекса.

В 2003 году археологи из Челябинского научного центра «Аркаим» произвели раскопки на месте установки вертикальных камней в селе Ахуново Учалинского района Башкортостана и сделали вывод, что Ахуновские менгиры — пригоризонтальная астрономическая обсерватория. По имеющейся информации,  как показали научные исследования руководителей историко-археологического центра “Аркаим” Ф.Н. Петрова, А.К. Кириллова, с помощью мегалитического комплекса жрецы наблюдали за DSC04713звездным небом, движением солнца и луны, что позволяло вести систематический календарь, содержащий ключевые астрономические даты: дни летнего и зимнего солнцестояния — 22 июня и 22 декабря, а также весеннего и осеннего равноденствия

После осмотра обсерватории мы поехали на место, где собирались разбить стоянку. По пути заехали к одиночно стоящему менгиру, напоминающему форму языка. Кем и зачем он был установлен здесь? От него  открывается прямой вид на Малый SAMSUNG DIGITAL CAMERAИремель. Что этот язык символизирует?

«Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»……

Место нашей стоянки оказалось в удивительно красивом месте  Карагайского бора, рядом с родником Ак Чишма (Белый ключ). Вода Белого ключа необычайно прозрачна и мягкая на вкус. Температура воды, как у многих родников, зимой и летом не более 3-4 градусов. Хрустальная вода бежит по желтым камушкам, плывут по ней листочки, как маленькие кораблики. Прохладная вода остужает руки, лицо. Вокруг тишина, слышно пение птиц, шелест листвы.

Установили палатки, приготовили на костре ужин. Немного отдохнув, отправились к ещё одному необычному сооружению. Идем по лесной тропинке, везде растут цветы. Такая красота. Поднялись на холм, и перед нами открылось сооружение из камней, выложенных в форме чаши. Кто разместил их в лесной чаще, для каких целей? Вдалеке мы услышали крик орла. Дмитрий в центре круга развёл костёр. Мы сели вокруг него. Какое-то необычное возникло состояние умиротворения, гармонии со всем окружающим. Чувство, что ты Дома. Все сидели и молчали, погруженные в свои мысли. Говорить не хотелось. На небесах появились удивительные облака, некоторые очень напоминали летающие тарелки.26125457DSC04746

Выяснилось, что в двух километрах от этого места находится гора Шурале (Лешего). Дмитрий рассказал, что многие люди после пребывания на этой горе, теряли ориентацию и блуждали потом часами…. Группа отказалась туда идти. И решили,  что кому это будет интересно, отправятся на неё рано утром, пока остальные спят…. На обратном пути зашли на кордон к леснику Салавату. Он оказался очень гостеприимным человеком.

И так рано утром нас 6 человек, включая Дмитрия, отправились на гору. Прошли путь довольно быстро, поднялись на гору.  Нашим глазам предстало удивительное зрелище. Вышедшее солнце осветило, лежащую внизу тайгу. На небе появилось облако в виде птицы. Вот, наверное, именно с этого момента, эти места, навсегда, вошли в моё сердце. Мы ещё долго стояли на вершине этой горы, любуясь красотой окружающей нас.DSC04849SAMSUNG DIGITAL CAMERA

Но надо было возвращаться…. Спустившись, мы пошли через березовую рощу. Как прекрасны берёзы…. Высокие, белоствольные, с только что распустившейся нежно зелёной листвой. Настроение было чудесное. Мы много смеялись, шутили. И……

Мы заблудились…. Так мы бродили несколько часов. Казалось, что нас водят кругами… всё время возвращались, в то место с которого некоторое время ушли…. Во время блужданий, мы вышли к ещё одной чаше, выложенной из камней. Но эта чаша была гораздо больше предыдущей. Мы сели на камни. Дмитрий развёл костёр…. Через некоторое время, он понял, куда нам идти. Самое интересное, что мы оказались в 20 минутах ходьбы от места нашего лагеря. Пока мы сидели на камнях, я почувствовала, что становлюсь необычайно лёгкой, огромной, просто как шар.  Шар, наполненный любовью…. Возникло чувство, что если сейчас подует ветер, то он меня унесёт в неведомые дали….. Похоже, что нас специально водили, пока мы, наконец, не наткнулись на это место…DSC04827

Вот и наш лагерь. Нас конечно потеряли. Они уже приготовили завтрак, поели, собрали палатки…. Самое интересное, что когда одна из женщин сфотографировала нас, выходящих из леса, вместо меня оказался светящийся шар….

Перекусив и собрав быстро свои вещи, мы отправились в село Вознесенка. Там мы осмотрели Вознесенкую церковь. Построена она  в конце 19 века на месте деревянной церкви. Церковь построена в русско-византийском стиле, каменная, пятиглавая, с 3-х ярусной колокольней. Купола шлемовидные.

DSC04926В 1930-е годы церковь была закрыта, с середины 40-х годов действовала, в 1 половине 60-х годов вновь была закрыта и разграблена, в здании находились складские помещения. В 1989 году церковь возвращена верующим, реставрируется. С 1991 года проводятся регулярные богослужения и православные праздники. Когда оказываешься внутри, притом, что все фрески, иконостас находятся в удручающем состоянии, внутри ощущается трепет.

Возле церкви находится памятник архитектуры, монумент Александру II, воздвигнутый  в честь освобождения Руси от крепостного права.

Памятник имеет вид срезанной сверху пирамиды.

В момент создания на вершине памятника блестела позолоченная императорская корона, а посередине — надпись: «Александр II, родился в 1818 году, короновался в 1841 году, в 1861 году освободил крестьян от крепостного ига, в 1881 году умер мученической смертью. Вечная ему память».

В советское время вместо короны установили жестяной знак союза крестьян и рабочих, а надпись на мраморе выдолбили и вставили в образовавшуюся нишу бюст Ленина. Таких памятников в России сохранилось всего два: один — в Вознесенке, второй — в поселке Нижнеигринск Красноуфимского района Свердловской области.

DSC04997Далее мы отправились к озеру Ворожеич. Удивительно красивое место, находящееся достаточно далеко от населённых пунктов. Оно очень интересно своими легендами, геологией и своеобразной красотой. Отчего возникло такое необычное, отдающее колдовством название? В старые времена на берегах озера проводились древние славянские обряды. Местные жители широко отмечали праздник Иваны Купалы, гадали, ворожили. Вот эти обычаи  и нашли отражение в названии озера. Озеро и сейчас притягивает эзотериков, отмечающих его, особенно светлую энергетику. DSC04966Несмотря на прохладный день, мы все искупались в нём. Получили сразу заряд бодрости.

Здесь опять группа разделилась. Часть осталась отдыхать на берегу озера. А мы, 5 человек с Дмитрием отправились к горе Ауш Тау. Нам предстояло пройти 12 километров. Но это нас не остановило. Преодолев это расстояние за пару часов, мы поднялись на вершину. Абсолютная высота горы Ауш-тау 643м, она почти вся состоит из аушкульской яшмы. На вершине горы есть древняя могила. Отсюда хорошо видна панорама на хребты Кумач, Нурали, соседние деревни и озера. Особенно великолепно смотрится озеро Аушкуль с островком в виде сердечка. Да красота необыкновенная! Сюда стоило подняться!DSC049800_6a348_3b5802e3_XXL

Внизу находится святой источник.  Он начинает действовать в середине мая и закрывается в середине июня. Источник берет начало в середине горы Ауштау, на него не влияют ни погода, ни наличие осадков.  Вода, набранная из источника, сохраняется в течение многих лет и считается целебной. В последние годы весть о чудесном источнике вышла за пределы Башкортостана. К источнику приезжают из соседних областей, из ближнего и дальнего зарубежья. Исследования показали, что вода источника содержит много полезных для человека элементов и веществ.DSCI97690_780ad_e56f764f_orig

Надо возвращаться. Обратный путь мы преодолели на попутной машине. Доехав до г. Учалы, простились с нашим замечательным проводником. В ночь мы выехали в Красноусольск……